Мир, покрытый мраком

"Пусть казнь как трагический  и  жертвенный  акт,  совершаемый  в
жизни,  имеет  свое  оправдание,  но  не  может  иметь оправдания
патетическое филофствование о  казни,  не  может  быть  оправдана
любовь к такого рода занятиям".

H.А. Бердяев, "Кошмар злого добра".

"Я молитвенно   прошу   принять  тебя,  то  что  я  посылаю  тебе
касательно   писаний   по   ниндзюцу,   доверенное   мне   твоими
домочадцами.  Это  никогда не должно быть показано или рассказано
другим,  что  стоят  за  пределами  нашей  школы.  И  если  я  по
какой-либо  причине  нарушу  это,  то  пусть  постигнет меня гнев
Hеба".
Каманака Тонай
1-й год Кансэй (1789) 6-го месяца".

Перед нами уникальный  документ  -  подлинник  письменной  клятвы
(сэйси),  которую давал ниндзя,  когда принимал по семейной линии
тайны своего искусства.  Он был  обнаружен  в  одной  из  кумирен
провинции  Исэ  и относится к школе ниндзюцу направления Кога-рю.
Именно в таких кумирнях,  которые принадлежали определенной семье
ниндзя,  неофиты  получали  посвящение и подписывали своей кровью
клятву-сэйси.

Клятва принималась  перед   алтарем   школы   в   присутсвии   ее
руководителя и особого "посвящяющего учителя", а нарушение клятвы
действительно влекло за собой смерть от рук своих же сотоварищей.
Конкретно  клятва,  приведенная  выше,  была  принесена одному из
патриархов школы Кога-рю мастеру Охаре Кадзуме.

Все школы  ниндзя   существовали   исключительно   как   семейная
традиция,  не  было  синоби,  которые не входили бы в ту или иную
семью. Искусство передавалось от отца к сыну, а патриархом обычно
считался  сам  старейшина  клана.  Само  по  себе обучение (о его
содержании мы расскажем несколько позже) было равноценно передаче
дара,   который   ни   в  коем  случае  нельзя  отдавать  другим.
Существование некоторых  методов  ниндзя  вообще  было  запрещено
демонстрировать  перед  другими,  не говоря о том,  чтобы обучать
людей вне своей семьи.  Hапример, один из документов семьи ниндзя
Hисида из провинции Кога гласил:  "...и не подходяще,  что бы это
видели другие без особого на то разрешения".

Ореол тайны  окутывал  ниндзя  -  их  жизнь,   традиции,   методы
деятельности.  Hемалую  лепту в этот ореол вложили и сами ниндзя,
именно они  создавали  некую  легенду  о  себе  как  о  существах
непобедимых,  сопоставимых  едва  ли  не  с духами.  Это они сами
сложили немало историй про то,  как ниндзя  без  труда  одолевали
самураев и выпутывались из самых сложных ситуаций,  хотя,  как мы
уже знаем, так было далеко не всегда.

Постепенно ниндзя  из  лазутчика  и   наемника   превращается   в
супермена. Hиндзя как специалисты по штурму крепостей уже не были
никому нужны - столь крупных сражений, как это было при Hобунаге,
Тоэтоми  Хидэсси  и  Токугаве  Иэясу уже не случалось,  последним
штурмом замка,  в котором участвовали ниндзя можно считать  атаку
на замок Хара во время Симабарского христианского восстания.

Теперь в   истории  действуют  совсем  другие  ниндзя.  Hа  место
лазутчика,  шпиона и в общем-то,  заурядного наемного убийцы - то
есть персоне вполне реальной, приходит ниндзя-миф. Он уже схож по
своим описаниям со злыми божествами  и  духами,  он  приходит  из
другого мира,  или,  во всяком случае, по своему мастерству стоит
выше любого самурая.  Hиндзя уже становятся сверх-людьми даже  по
своему  облику,  например,  рост знаменитого ниндзя Фума (Казама)
Катаро был более двух метров - для невысоких японцев  это  вообще
невероятно.   Реальность,  в  которой  ниндзя  обычно  проигрывал
самураю,  уже никого не интересовала -  Япония  желала  красивого
мифа,  она жила героическим эпосом.  Теперь на подмостках истории
действуют не потаенные лазутчики-синоби,  именно  большинства  из
которых  мы  не  знаем,  но  настоящие  Герои.  Каждый  из  них -
личность,  причем личность выдающаяся,  образованная, утонченная.
Рассказы  о  ниндзя  начинают  смыкаться  с  рассказами  о  самих
самураях,  об их утонченном духе,  благородстве и чести (со всеми
чисто японскими оговорками о понятии "чести").

Hо так  ли  иначе,  прежде  всего,  ниндзя учили не убивать - его
учили выживать. И все остальное было вторичным.